Предположим, что у нас достаточно мощности, чтобы набрать +100км/ч к начальной скорости между началом прямой и поворотом в ее конце. Это значит, что, если мы вышли на прямую на скорости 10 км/ч к началу поворота в конце прямой скорость достигнет 110 км/ч. Но не существует никаких вариантов, чтобы пройти этот поворот на такой скорости – даже сам Шумахер не смог бы пройти этот поворот на скорости более 55 км/ч на машине из нашего примера.
Таким образом, где-то в конце прямой вы должны замедлиться до 55 км/ч чтобы повернуть направо и продолжить свой круг, а не убраться на внешней стороне поворота.
Теперь наша прямая будет состоять из участка ускорения на большей своей части и участка торможения в самом конце. И наша задача — это решить каким образом можно достичь зоны торможения за минимально возможное время.
Если вы каким-то образом смогли пройти первый поворот на 10км/ч быстрее и вышли на прямую на скорости 20 км/ч – очевидно, что вы прошли первый поворот быстрее.
Но, что является более важным, так это то, что к концу прямой вы достигаете скорости 120 км/ч, минимизируя свое время на прямой за счет более высокой средней скорости.
Повороты, как часть прямой
Становится ясно, что средняя скорость прохождения прямой зависит от скорости выхода из поворота, который предшествует этой прямой. Тогда, для минимизации времени, потраченного на прямую, необходимо работать над увеличением скорости прохождения этого поворота.
Это просто поехать чуть быстрее, когда скорости низкие – вы используете немного больше педали газа и машина легко проходит поворот с чуть большей скоростью.
В конечном счете, когда вы делаете это все быстрее и быстрее, машине будет все сложнее менять направление своего движения.
Мы уже говорили, что на прямой необходимо выходить на лимит машины по ускорению. В повороте же необходимо выйти на предел способности машины поворачивать.
Предел поворачиваемости
Во время движения если снять руки с руля, машина продолжит двигаться по прямой. Если требуется изменить направление движения, необходимо повернуть руль. В этот момент будет задействована сила сцепления шин с дорожным полотном, что вызовет изменение направление движения.
Следует помнить, что машина хочет двигаться прямолинейно и только резина создает силы, принуждающие ее поворачивать. Когда двигаетесь медленно или слегка поворачиваете руль, не требуется много усилий от резины, чтобы повернуть, но с ростом скорости и с увеличением угла поворота руля, резине приходится работать с большими физическими силами.
В ежедневной езде мы редко используем более 40% возможностей резины. Но можем провести эксперимент, чтобы узнать, как ведет себя резина на пределе возможностей в достаточно безопасном месте.
Например, на ADM Raceway в Мячково есть большая асфальтированная площадка с конусом в центре. Итак, мы на площадке: поворачиваем руль на 45 градусов и начинаем медленное движение вокруг центра площадки. Если держать руль в одном положении, то машина опишет ровный круг.
Теперь будем постепенно увеличивать скорость.