В поисках быстрого круга

Считается, что в поиске быстрого круга, есть три области для концентрации своих усилий. Во-первых, необходимо найди наиболее выгодную траекторию. Эта линия оказывает глубочайшее влияние как на скорость прохождения поворота, так и на максимальную скорость, которую вы можете достичь на прямой.

Вторым приоритетом является обладание навыками, которые необходимы, чтобы удержать карт на этой траектории, и быть так близко к лимиту машины насколько вообще это возможно, чтобы пронести оптимальную скорость через поворот и использовать ее как стартовую скорость при выходе на прямую.

Третья область это способность быстро замедлить машину до оптимальной скорости входа в поворот.

Похоже, что в этих трех пунктах заключена вся база кольцевых гонок.

Попробуем разобраться почему же эти три области так важны и постараемся понять как талантливые гонщики обращаются с разгоном, торможением и прохождением поворота в попытке минимизировать свое время круга.

Для начала давайте определимся с фундаментальной целью пилота в кольцевых гонках: попадая на извилистое полотно трека, вам необходимо придумать как объехать его за минимально возможное время. Это всегда проблема о минимизации времени.

Поработаем возможно с одним из самых простых треков, состоящим из 6 поворотов (5 правых и одним левым). Чтобы начать наши рассуждения, давайте разделим трек на секции: прямые и повороты.

Схема одного из самых простых треков
Схема одного из самых простых треков, который ставит перед нами две проблемы: прохождение прямых и поворотов
Прямые

Хорошо, теперь подумаем: каким образом можно преодолеть прямую за минимально возможное количество времени? Ответ достаточно простой – необходимо двигаться так быстро насколько это вообще возможно.

Со всей серьезностью, вы должны минимизировать время, затраченное на прохождение прямой, используя полностью утопленную в пол педаль газа, на протяжении всей прямой. Каждое мгновенье. Необходимо использовать все лошадиные силы, которые может выдать двигатель, чтобы добиться максимального ускорения нашей массы.

Несмотря на кажущуюся очевидность этой мысли, новичкам достаточно трудно это дается на спортивных картах. Это далеко не безобидная игрушка, как может показаться со стороны. И раз за разом мы наблюдаем за людьми, которые впервые садятся в спортивный картинг, как в середине прямой они отпускают газ, потому что неподготовленный мозг просто не способен обработать такое ускорение.

На схеме трека прямые участки — это не закрашенные области, и вы можете обнаружить что они занимают 70-80% трека. Стоит запомнить, что большую часть времени машина проводит именно на прямых и именно здесь удается достичь максимального ускорения.

Однако, как и в любом деле, здесь есть свои нюансы.

скорость выхода из поворота
Изменяя только скорость выхода из поворота, можно увеличить среднюю скорость прохождения прямой на 10 км/ч
Предположим, что у нас достаточно мощности, чтобы набрать +100км/ч к начальной скорости между началом прямой и поворотом в ее конце. Это значит, что, если мы вышли на прямую на скорости 10 км/ч к началу поворота в конце прямой скорость достигнет 110 км/ч. Но не существует никаких вариантов, чтобы пройти этот поворот на такой скорости – даже сам Шумахер не смог бы пройти этот поворот на скорости более 55 км/ч на машине из нашего примера.

Таким образом, где-то в конце прямой вы должны замедлиться до 55 км/ч чтобы повернуть направо и продолжить свой круг, а не убраться на внешней стороне поворота.

Теперь наша прямая будет состоять из участка ускорения на большей своей части и участка торможения в самом конце. И наша задача — это решить каким образом можно достичь зоны торможения за минимально возможное время.

Если вы каким-то образом смогли пройти первый поворот на 10км/ч быстрее и вышли на прямую на скорости 20 км/ч – очевидно, что вы прошли первый поворот быстрее.

Но, что является более важным, так это то, что к концу прямой вы достигаете скорости 120 км/ч, минимизируя свое время на прямой за счет более высокой средней скорости.

Повороты, как часть прямой


Становится ясно, что средняя скорость прохождения прямой зависит от скорости выхода из поворота, который предшествует этой прямой. Тогда, для минимизации времени, потраченного на прямую, необходимо работать над увеличением скорости прохождения этого поворота.

Это просто поехать чуть быстрее, когда скорости низкие – вы используете немного больше педали газа и машина легко проходит поворот с чуть большей скоростью.

В конечном счете, когда вы делаете это все быстрее и быстрее, машине будет все сложнее менять направление своего движения.

Мы уже говорили, что на прямой необходимо выходить на лимит машины по ускорению. В повороте же необходимо выйти на предел способности машины поворачивать.

Предел поворачиваемости

Во время движения если снять руки с руля, машина продолжит двигаться по прямой. Если требуется изменить направление движения, необходимо повернуть руль. В этот момент будет задействована сила сцепления шин с дорожным полотном, что вызовет изменение направление движения.

Следует помнить, что машина хочет двигаться прямолинейно и только резина создает силы, принуждающие ее поворачивать. Когда двигаетесь медленно или слегка поворачиваете руль, не требуется много усилий от резины, чтобы повернуть, но с ростом скорости и с увеличением угла поворота руля, резине приходится работать с большими физическими силами.

В ежедневной езде мы редко используем более 40% возможностей резины. Но можем провести эксперимент, чтобы узнать, как ведет себя резина на пределе возможностей в достаточно безопасном месте.

Например, на ADM Raceway в Мячково есть большая асфальтированная площадка с конусом в центре. Итак, мы на площадке: поворачиваем руль на 45 градусов и начинаем медленное движение вокруг центра площадки. Если держать руль в одном положении, то машина опишет ровный круг.

Теперь будем постепенно увеличивать скорость.

уровень держака
Бесконечно увеличивать скорость, к сожалению, не получится. В определенный момент времени, резина выйдет на 100% своей возможности держаться за асфальт.

На этой скорости резина совершает колоссальную работу, что будет сопровождаться характерным звуком. А ваше тело будет испытывать центробежную силу равную по меньшей мере 75% от вашего веса.

Если в некоторый момент времени вы добавите скорости, то на удивление не случится ничего страшного. Машина продолжить поворачивать по дуге, но радиус этой дуги станет больше.
увеличение скорости приводит к увеличению радиуса
Когда резина вышла на свой предел, увеличение скорости приводит к увеличению радиуса
Таким образом на пределе способности машины поворачивать, скорость, которую она способна провести через поворот прямо привязана к радиусу этого поворота. Если вам требуется протащить больше скорости в повороте – просто используйте больший радиус. Звучит просто, не так ли?

И это удивительно как много действующих гонщиков не следуют такому простому закону физики в применении к гоночной технике.

Напомню, что вся эта информация необходима нам для решения задачи по минимизации времени прохождения круга.

Пока мы пришли к следующим выводам:
· Для минимизации времени проведенного на прямой, используйте 100% способности ускоряться – педаль газа в пол на прямом руле
· Необходимо выйти из поворота, который предшествует прямой настолько быстро насколько это возможно
· В повороте больший радиус дает большую скорость при прохождении поворота

Made on
Tilda