На пределе

Аэртон Сенна был известен своеобразной манерой обращения с педалью газа во время прохождения поворота, что помогало ему лучше тестировать границы предела и в меньшей степени использовал руль для этого
Итак, что же такое предел? Спросите 10 пилотов и скорее всего вы получите 10 разных ответов. Мы можем дать такое определение пределу — это когда продолжение действия пилота уже не приводит к необходимому увеличению сил, действующих на карт. Звучит немного странно, но простой пример поможет раскрыть это определение. Представим пилота, который движется на постоянной скорости и медленно поворачивает руль. В определенный момент возникнет ситуация, когда дальнейший поворот руля перестанет оказывать воздействие на карт и он не сможет уменьшать радиус поворота, делая его острее. Резина достигла своего предела. В этом примере передние колеса достигли своего предела раньше, и многие пилоты распознают недостаточную поворачиваемость. Если бы задние колеса достигли своего предела раньше, то мы бы имели дело с избыточной поворачиваемостью.

Ключ к пониманию здесь, что в любой момент, когда вы на пределе, вы будете либо с недостаточной, либо с избыточной поворачиваемостью. Конечно, в теории идеально использовать все четыре колеса равнозначно, но технически крайне трудно достичь нейтральной поворачиваемости и одновременно держать на пределе как передние, так и задние колеса. В лучшем случае это будет переход между состояниями и как вы увидите в дальнейшем, на самом деле невозможно точно понять, действительно ли вы находитесь на пределе всех четырех колес в случае нейтральной поворачиваемости. Если вы думали, что смогли достичь идеального нейтрального баланса, то это просто означает, что вам не удалось еще развить такой острой чувствительности недостаточной или избыточной поворачиваемости.

Тестирование

Хорошо, мы осознали, что нам требуется быть на пределе недостаточной или избыточной поворачиваемости в повороте, но как мы можем убедиться, что фактически достигли его? Представим, что вы едете в повороте и думаете, что, вероятно, находитесь на пределе сцепления резины. Но на чем основана ваша уверенность? Какие сигналы и ощущения сопровождают вас и дают вам эту уверенность? Оказывается, ответ достаточно простой, хотя часто не интуитивный.

Единственный способ точно убедиться, что вы на пределе это изменить ваше воздействие на карт и посмотреть, что произойдет. Попробуйте больше повернуть руль. Пошел ли карт по более узкой траектории? Если да, вы не достигли предела. Карт перестал поворачивать и ехать быстро? Вероятно, вы на пределе или за ним, вероятнее всего за ним. Нахождение за пределом обычно считается плохой практикой, но единственный способ выяснить как далеко вы зашли за предел это распустить руль до момента, когда карт уменьшит немного степень своего вращения. Вы должны внести изменения в управление и посмотреть, что произойдет.

Мы на самом деле немного забегаем вперед, так как мы не полностью готовы окунуться в специфические сигналы и действия пилота. Мы привели этот пример, чтобы подчеркнуть, что единственный способ узнать действительно ли вы на пределе или нет – это менять взаимодействие с картом и считывать обратную реакцию. Этот процесс можно назвать тестированием. Для пилотирования на пределе вы должны постоянно тестировать, чтобы понимать можете ли вы добиться большего от резины. Это одна из причин почему вы часто можете наблюдать у топовых пилотов постоянные, небольшие движения рулем во время прохождения поворота. Тестирование так же можно выполнять с помощью педали газа или тормоза.

Например, во время выхода из поворота, вы можете тестировать границы предела с помощью руля или педали газа, или одновременно, используя как газ, так и руль, но с меньшими воздействиями. Аэртон Сенна был известен своеобразной манерой обращения с педалью газа во время прохождения поворота, что помогало ему лучше тестировать границы предела и в меньшей степени использовал руль для этого.
В идеале, желательно искать предел используя комбинацию руля и педали газа, постоянно делая небольшие корректировки и проверяя реакцию машины. Следует понимать, что такое тестирование поведения машины не делается сознательно “Хм, а почему бы мне не заняться этим сейчас». Эта практика поиска предела должна быть доведена до автоматизма. Чем больше развита сенсорная система пилота, тем более мелкими могут быть изменения в управлении, но они обязаны присутствовать если пилоту необходимо понимание действительно ли он вышел на предел.

Причина существования именно такого алгоритма заключается в том, что сцепление резины с треком — это постоянно меняющаяся величина. Не существует никаких сигналов, которые могли бы точно сказать вам, что резина вышла на свой пик. Единственный способ понять, где вы сейчас, это изменять свое воздействие на органы управления и наблюдать за изменениями сил, действующих на карт. Даже специально сконструированная машина для тестирования резины, которая запрограммирована держать резину на пределе ее возможностей, вынуждена совершать небольшие колебания вперед-назад, чтобы достичь этой цели.
Вывод достаточно простой – если вы не делаете небольшие корректировки управления, наблюдая за поведением машины, вы не можете быть точно уверены, что едете на пределе.
Made on
Tilda