Правило управления картом, которое, кажется, является максимально универсальным – вы не будете быстрым пилотом, до тех пор, пока вы не начнете пользоваться минимальными поворотами руля.
Я в предвкушении ожидаю дня, когда мне будет доказано, что я ошибался, но я еще не встречал быстрого пилота в современном картинге, который не использует настолько малые углы поворота руля, насколько это возможно.
Этому есть ряд причин. Геометрия карта сделана таким образом, чтобы была возможность проходить повороты без большого тяжелого дифференциала, но это создает ряд серьезных проблем. Во-первых, значительное увеличение дорожного просвета на одной стороне карта и уменьшение на другой, превращает карт в довольно нестабильную трехколесную машину, зачастую вывешивая заднее разгруженное колесо. Во-вторых, одно из колес поворачивается на гораздо больший угол, чем другое, таким образом передние колеса могут создавать большое сопротивление движению. Оба этих эффекта минимальны на малых углах поворота рулевого колеса, и очень сильно проявляются при бОльшем повороте руля.
Это означает, что использование настолько минимальных поворотов руля, насколько это возможно не является опцией – это основа. Каждый дополнительный градус поворота руля вызывает сопротивление движению и в дальнейшем ломает динамику карта.
На практике, это означает, что если вы агрессивно рулите в сторону поворота, вас ожидают два обстоятельства:
1) Сильное захлебывание карта от апекса до выхода, с очень плохой скоростью выхода из поворота;
2) Нестабильный карт, который не может пронести скорость через высокоскоростные повороты;
Другими словами, большие углы поворота руля имеют тенденцию давать вам крайне медленную машину на протяжении поворота и во время выхода из него.
Определение избыточной и недостаточной поворачиваемости
Конечно, вы в любом случае должны поворачивать руль, иначе вам не пройти поворот. И на каждом повороте вы должны искать компромисс, задавая себе вопрос: «Насколько малым сделать угол поворота руля, чтобы пройти этот поворот быстро?»
Ключ к решению – это найти свой способ определения эффективности прохождения поворота. Обратная связь, которую вы получаете от руля, будет подсказывать вам - насколько больше вы можете повернуть руль, за счет создания обратной силы сопротивления, которую вы будете чувствовать на протяжении всего поворота.
Способ интерпретации этой обратной связи состоит в том, чтобы оценить, насколько хорошо карт поворачивает и как велика сила обратного сопротивления, которую вы ощущаете через руль.
Когда карт имеет достаточное количество «держака», чем больше вы поворачиваете, тем больше вы будете ощущать силу обратного сопротивления на руле. Это будет очень твердое и уверенное ощущение, и вы сможете направлять карт точно в нужную вам точку. По мере того, как вы будете проходить поворот все быстрее и быстрее, приближаясь к лимиту прохождения поворота, руль начнет сообщать вам, что вы немного превысили лимит.
Определение недостаточной поворачиваемости
Когда передние колеса неспособны обеспечить сопротивление центробежным силам во время поворота, которые вы вызвали за счет увеличения скорости и/или бОльшего поворота руля, вы обнаружите уменьшение силы обратной связи на руле, а ваше тело и глаза заметят, что карт не способен повернуть так остро, как вам необходимо. Это начало недостаточной поворачиваемости.
Вы можете попробовать повернуть еще больше, это естественная реакция, так как руль ощущается более легким и вам необходимо повернуть более остро. Это стандартная ошибка, но нужно понимать, что сейчас передние колеса находятся за гранью своего лимита, и вы попали за эту грань за счет двух слагаемых: скорости и угла поворота руля.
Поэтому лекарством является уменьшение угла поворота руля, что чувствуется противоестественным, и снижение скорости, или комбинация обоих действий в необходимой пропорции. Вам следует запомнить эту ситуацию и к следующему кругу необходимо провести обновление своего ощущения лимита в этом повороте.
Со временем вы сможете заметить, что карт дает вам это ощущение недостаточной поворачиваемости, даже когда вы изменяете угол поворота руля совсем чуть-чуть по сравнению с тем, как вы делали это ранее. Это один из вариантов как вы можете работать с углом поворота руля за счет обратной связи, которую карт даем вам.
Определение избыточной поворачиваемости
Когда задние колеса достигают своего лимита, если вы продолжаете требовать от них бОльшего за счет ускорения (через педаль газа) или за счет руля (более острый угол поворота), вас снова ожидает ощущение легкости на руле, в момент, когда карт начинает вращаться (задние колеса скользят наружу). Когда задняя часть карта начинает скользить наружу из-за избыточной поворачиваемости, это может ощущаться немного по-другому в сравнении с недостаточной поворачиваемостью.
Обратная связь на руле при избыточной поворачиваемости исчезает гораздо резче по сравнению с недостаточной поворачиваемостью. Ваши глаза и чувство машины подскажут вам, что карт начал вращение, и скорее всего вы будете реагировать очень быстро, довольно резко вращая руль в противоположную сторону.
Постарайтесь не делать слишком резких движений, хотя это может помешать насладиться красивым прохождением поворота в дрифте, но, к сожалению, в кольцевых гонка, скольжение — это всегда потеря скорости. И опять, вы заметите, что этот выход за лимит сопровождается совсем небольшим увеличением угла поворота руля. Ваша задача запомнить этот момент и это станет другим индикатором лимита вашего взаимодействия с рулем.