Эффективность ментальной тренировки

Топовые спортсмены, которые сталкиваются с высоким уровнем конкуренции, - используют ментальные образы в своем тренировочном процессе
В прошлой раз мы начали говорить о ментальных тренировках на примере автоспорта. В это раз попробуем доказать ее эффективность.

Насколько же эффективна ментальная тренировка в сравнении с тренировкой в реальном мире? В качестве примера силы воздействия ментальных образов предлагаю вам прочитать следующие строки по крайне мере три раза. После того, как прочтете их, закройте свои глаза, успокойте дыхание до глубокого и медленного, расслабьтесь и затем представьте сценарий, который только что прочли.

Расположитесь комфортно. Закройте глаза. Дышите глубоко, делая медленные вдохи и выдохи. Расслабьте тело. Позвольте расслабиться каждому мускулу. Почувствуйте, как ваше тело утопает в кресле. Почувствуйте, как тело становится тяжелым и более расслабленным. Ваше сердцебиение замедляется. Продолжайте дышать медленно и глубоко. Если вы начинаете дремать, сделайте два или три быстрых глубоких вдоха – они вернут вас в осознанное состояние, сохранив общее расслабление. Дыхание медленное. Мышцы расслаблены. Представьте яркий желтый лимон, лежащий на столе перед вами – яркий, блестящий, желтый лимон. Теперь, представьте, как вы взяли этот желтый лимон в свои руки. Почувствуйте текстуру его поверхности, ощутите его форму. Обратите внимание насколько яркий цвет лимона. Положите лимон на стол перед вами. Рядом с ним лежит нож. Возьмите его. Прикоснитесь лезвием ножа к лимону и разрежьте его пополам, вслушиваясь в этот звук разрезания лимона ножом. Обратите внимание как стекает лимонный сок с ножа. Рассмотрите внимательно две половинки лимона на столе. Возьмите одну из них и сожмите. Почувствуйте деформацию лимона, заметьте, как лимонный сок капает на стол. Поднесите лимон к вашему лицу и вдохните его аромат. Сделайте глубокий вдох наполняя свои легкие ароматом лимона. Теперь поднесите лимон к вашему рту и проведите языком по срезанной поверхности лимона. Ощутите этот вкус. Продолжайте смаковать его на своих губах и языке. Отлично, теперь медленно откройте ваши глаза и вернитесь своим сознанием обратно в вашу комнату.

Итак, после прочтения этого нарратива, закройте ваши глаза и представьте то, что вы только прочитали. Постарайтесь представить так много деталей, как сможете. Задействуйте все органы чувств – вкус, слух, осязание, зрение.
Что произошло? Какой опыт вы получили? Поморщились ли вы? Образовалась ли слюна во рту? Да? Если вы устроены так же, как и большинство людей, ваш рот наполнился слюной. Но почему это произошло? Дело в том, что ваш мозг не может выявить разницу между реальностью и тем, что вы представили. Ваш мозг думал, что это был реальный лимон и поэтому он активировал слюноотделение, чтобы нейтрализовать лимонную кислоту в ротовой полости.

Это один из самых простых примеров силы нашего воображения. И поэтому топовые спортсмены, которые сталкиваются с высоким уровнем конкуренции, - используют ментальные образы в своем тренировочном процессе. Именно поэтому, если вы хотели бы сделать изменения в вашей мышечной памяти, улучшить или привить новый навык, использование воображения и ментальных образов — это критический фактор для достижения успеха – возможно наиболее важный из всех остальных.
Давайте посмотрим на различные исследования и примеры воздействия ментальных образов. Мы рассмотрим следующие три:

1) Студенческая баскетбольная команда: группу баскетболистов попросили в свободной форме сделать броски в корзину, после чего был замерен процент успешных попаданий. После чего их разделили на три группы. Первую группу попросили не тренироваться, ни физически, ни ментально. Вторую группу попросили тренироваться ежедневно, совершая броски в корзину в свободной форме. Третью группу попросили делать только ментальную тренировку, без какой-либо физической практики. Спустя неделю был проведен новый эксперимент с интересными результатами. Первая «не практикующая» группа не показала каких-либо изменений. Ничего удивительного. Вторая группа, практиковавшая ежедневные броски, показала улучшение на 23%. И третья группа, которая занималась только воображаемой практикой бросков, улучшила свою точность на 22%. Без каких-либо физических тренировок они смогли улучшить свой результат практически так же, как и группа, которая тренировалась каждый день с самым настоящим реальным мячом и корзиной.


2) Олимпийская сборная СССР: в течении 80х годов прошлого века Олимпийская сборная Советского Союза тестировала различные процедуры в тренировочном процессе. Атлеты из различных видов спорта были поделены на 4 группы. Первая группа посвящала обычным тренировкам 100% времени. Вторая группа 75% времени занималась стандартными тренировками и 25% занималась ментальными тренировками. Третья группа поделила это время 50 на 50, и четвертая группа лишь 25% уделяла стандартным тренировкам, 75% времени занимала ментальная тренировка. Ментальная тренировка требовала от них ежедневную практику их вида спорта в своем воображении с помощью ментальных образов. В результате подведения итогов эксперимента оказалось, что группа, которая достигла наилучшего прироста результата – это четвертая группа, та самая, которая лишь 25% времени уделяла стандартному тренировочному процессу. Интересно, что группа, которая тренировалась полноценно все 100% времени, показала наихудший прирост результатов.

3) Этот случай не является формальным экспериментом, но эта история отлично подчеркивает силу нашего воображения. Американский военнопленный, который провел в плену 5 лет, обожал гольф. Это была его страсть, его любимое времяпровождение – до войны, конечно. Он играл в гольф в своем воображении пару раундов каждый день на протяжении всего времени заключения. И он делал это великолепно, используя все, что дает ему воображение. Он представлял зелень газона и мяч для гольфа, по которому он бил. Он чувствовал свое ударное движение, прикосновение к мячу, и даже ощущал, как проминается газонная трава, на которую он наступал. Он слышал пение птиц в деревьях, ощущал дуновения ветра и звук пожарной машины в дали. Он представлял каждую мельчайшую деталь своей лучшей игры в гольф, как она выглядела, чувствовалась и звучала. Первое что он сделал после освобождения – провел игру в гольф. Несмотря на то, что в течении 5 лет у него не было никакой возможности тренироваться, и все что он мог так это играть в гольф в своем уме, он провел одну из лучших игр в своей жизни в тот день.

Многие пилоты используют визуализацию в своем уме, чтобы познакомиться с треком и подготовить свою технику пилотирования перед реальным выездом. Однако, это техника всего лишь одна из многих. В общем случае, ментальная тренировка может использоваться чтобы:

Привить успех – проигрывая в голове свой прошлый успех, пилот может укреплять веру в свои способности. Эта уверенность по поводу своих способностей один из ключевых факторов успеха. Возможно даже более важный, чем естественный талант или наработанные навыки. И эта вера может быть улучшена с помощью ментальных тренировок.

Найти мотивацию – припоминая свое эмоциональное состояние во время успешных заездов в прошлом, и проецируя его на будущие события, пилот может напомнить себе о том, что наиболее сильным образом мотивирует его участвовать в гонках. Когда события развиваются не самым лучшим образом, способность сфокусироваться на своей мотивации может приводить к превосходным результатам.

Улучшить навыки – если пилот обладает способностью ярко воспроизводить картинку, чувство и звук в своей голове, тренируя необходимый навык, то вероятность, улучшения этого навыка на треке становится выше.

Знакомство с треком- пилот может использовать свое воображение, чтобы проезжать тысячи кругов по треку изучая его в первое время.

Запуск концентрации – ярко припоминая свои ощущения в прошлом, которые сопутствовали успеху, почти невозможно не привести свой разум в особое состояние. Со временем это можно привязать к определенному слову или движению, и тогда, буквально, произнеся всего лишь одно слово, вы будете выводить свой организм на небывалый пик производительности и концентрации.

Программирование поведения – пилоту необходимы различные программы поведения для различных ситуаций. Проигрывая эти ситуации и адаптируя свои действия под них, пилот улучшает свою способность действовать идеально независимо от обстоятельств – где-то более агрессивно, где-то более терпеливо.

Планирование – хотя количество ситуаций, которые могут случиться на треке, стремится к бесконечности, рассматривание как можно большего количества вариантов, позволит вам действовать в определенных обстоятельствах быстрее, аккуратнее и увереннее. Например, подготовка различных вариантов, которые могут случиться на старте позволят выработать уверенность вида «чтобы не случилось – я готов к этому».

Восстановление концентрации – если вы сформировали ментальное видение вашего поведения на треке в случае возникновения проблем, особенно в случаях, когда вы теряете голову и концентрацию, вы сможете в нужный момент вызвать эту программу и с гораздо меньшим усилием восстановить свою концентрацию в заезде.

Made on
Tilda